О ТЕАТРЕ
Почему театр называется «Социально-художественным»?
Узнать о миссии театра
Мы выбрали такое название, потому что хотим быть нужными не только любящему театр зрителю, а каждому, кто нуждается в помощи. Мы уверены, что театр может очень многое – поддержать, научить, вылечить, объяснить.

Социально-Художественный театр – это проект, который решает социальные проблемы художественным образом.

Наш театр ориентируется на болезненные, острые проблемы социума. Мы не определяем эти проблемы, а решаем их, взаимодействуя со зрителем.

СХТ не вписывается в привычный контекст, он его создает. С помощью искусства мы хотим достучаться до каждого человека. Наша миссия – не только театральная работа, но и приобщение к культуре людей, остро нуждающихся в помощи.
Хорошо, а как именно вы помогаете людям?
Узнать о социальных проектах театра
Сейчас у нас два проекта.
1) Проект «Театральный дом» совместно с благотворительным фондом социальной помощи «Подари мне крылья».

Проект, где дети и подростки из приютов и детских домов совместно с профессиональными артистами сочиняют и играют спектакли. Выбор материала для постановки спектакля осуществляется подростками коллективно, как на основе классических пьес, так и на основе личных жизненных историй. Для этого также проводятся серии занятий в виде психологических тренингов с участием психолога и сценариста, где участники делится своими впечатлениями, воспоминаниями и волнующими их проблемами.

Перейти на сайт проекта «Театральный дом»

2) Видеокнига о театрально-педагигоческом методе Ларисы Грачевой для социально-художественных проектов и социо-культурной адаптации личности

Для создания Видеокниги совместными усилиями театральных педагогов (сотрудников РГИСИ), психофизиологов Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, психологов, разработана программа авторского актерского тренинга и методические рекомендации по применению метода профессора Л.В.Грачевой. В основу Видеокниги легли упражнения «Тренинга внутренней свободы», описанные в книгах и статьях Ларисы Вячеславовны, а так же личный опыт ее учеников и коллег.

Перейти на сайт проекта Видеокнига

Наши проекты прошлых лет: «Пьесы жизни», «Зеркало» (оба —2017 год), «Послушайте» (2018-2019) и другие.
Как возник театр?
Узнать историю театра
Театральная площадка была создана молодыми актерами, выпускниками мастерской Ларисы Вячеславовны Грачевой в РГИСИ (бывшего СПбГАТИ) в 2016 году.

Идея нашего театра возникла, когда мы выпустили свой первый курсовой спектакль «Зло», еще будучи студентами. И с этого момента тема существования зла и его изживания настолько сильно вселилась в нас, что весь наш последующий репертуар («Фантомные боли», «Три истории», «Сотворившая чудо» и т.д.) продолжает развивать эту тему.


В 2020 году, в самый разгар пандемии, театру повезло найти свою собственную сцену по адресу Биржевая линия, 12.

Люди, без которых не было бы театра
Кто стоял у истоков
ЛАРИСА ВЯЧЕСЛАВОВНА ГРАЧЁВА

Доктор искусствоведения, профессор, руководитель актерской мастерской РГИСИ. Лариса Вячеславовна работала в институте на Моховой с 1991 года. Выпускница режиссерской мастерской Георгия Товстоногова, после окончания учебы она трудилась

завлитом ТЮЗа имени А.А. Брянцева, а после завершения аспирантуры — пришла в РГИСИ. Более двадцати лет Лариса Вячеславовна была частью педагогической команды мастерской профессора В.М. Фильштинского, вырастив несколько поколений талантливых актёров и режиссёров.

В 2004 году создала и возглавила Лабораторию психофизиологии исполнительских искусств (совместный проект РГИСИ и Института мозга человека РАН), в которой проводились исследования психофизиологической эффективности актерского тренинга, в том числе, и его воздействия для психологической и социально-психологической адаптации людей, не занимающихся актерским творчеством.

В 2012 году впервые набрала собственный курс, который в 2016-м под ее руководством создал Социально-Художественный театр города Санкт-Петербурга.

Лариса Грачева стала автором книг по сценической педагогике:

  • Тренинг внутренней свободы. СПб:Речь, 2003
  • Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: Речь, 2003
  • Эмоциональный тренинг. Искусство властвовать собой. СПб.:Речь, 2004
  • Жизнь в роли и роль в жизни. Тренинг в работе актера над ролью. М.:АСТ, 2011
  • Психотехника актера. СПб:Планета музыки, 2015

В 2016-м книга «Беседы о профессии» с лекциями Г.А. Товстоногова и А.И. Кацмана, составителем которой выступила Лариса Вячеславовна, была удостоена премии «Театральный роман».

Лариса Вячеславовна была особенным человеком, которым невозможно было не восхищаться. Ее творческая энергия, талант, принципиальность в работе, ответственное отношение к профессии заслужили непререкаемый авторитет у коллег и безмерную любовь ее учеников.

Выдающийся и талантливый педагог, она ушла из жизни 1 октября 2019 года.


ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА КОШЕВАЯ

Театральный педагог, театральный режиссёр, педагог Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства с 2003 года, доцент кафедры актерского искусства Российского государственного института сценических искусств c 2009 по 2019 год, кандидат искусствоведения.

В 2009 году защитила диссертацию на тему: «Театральная школа и проблемы развития актерских способностей». Преподавала в мастерской Л.В. Грачевой. Елена Анатольевна имеет два высших образования – актерское и психологическое.

Проходила стажировки: по технике Демидовских этюдов у Андрея Мамаева-Бабеля (СПб, 2014, 2015 г.); по технике работы с пространством и материалом в компании Филиппа Жанти (Франция, 2015); по технике Михаила Чехова у Ленарда Пети (2013) и Елены Кузиной (СПб, 2015); по «Биомеханике Мейерхольда» у Владимира Равинского (СПб, 2015); «Путь героя» у Кристофера Воглера (Москва, 2012).


АЛИСА АХМЕДИЕВНА ИВАНОВА

Театральный педагог, режиссер, доцент кафедры актерского искусства Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), член Союза театральных деятелей, почетный работник образования РФ.

Алиса Ахмедиевна окончила Музыкальное училище при Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова (класс фортепиано) в 1977 году, театральное училище им. Б. Щукина (режиссура) в 1985 году, аспирантуру СПбГАТИ в 2003 году. На кафедре актерского искусства Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ, бывш. СПбГАТИ) работает с 2001 года. Преподает на курсе В.М. Фильштинского дисциплины «Актерское мастерство» и «Основы режиссуры и актерского мастерства».

Поставила больше 20 спектаклей в России и за рубежом.

Проводила мастер-классы по актерскому мастерству для студентов театральных школ в Австрии, Англии, Дании, Китае, Перу, США, Шотландии. Участвует в научных и научно-практических конференциях России и зарубежья.



ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА ОЛОВЯННИКОВА
Сотрудник лаборатории психофизиологии исполнительских искусств РГИСИ (2007- 2015), преподаватель кафедры актерского мастерства РГИСИ (2015-2016), с 2017 года руководит социальными проектами СХТ.

Ее проекты:
  1. «Актерский тренинг как средство социальной адаптации» (с ФПСС «Укрепление семьи» и клиентами программы «Укрепление семей, затронутых ВИЧ инфекцией на территории Санкт-Петербурга», октябрь 2012 — май 2013 г.)
  2. «Психокоррекция эмоционально-поведенческих характеристик взрослых средствами актерского тренинга» (с Региональной благотворительной общественной организацией «АЗАРИЯ» (Матери против наркотиков), январь 2014 — май 2014)
  3. «Тренинг внутренней свободы» с группами не актеров, имеющих серьезные личностные проблемы (реабилитация после лечения нарко и алко зависимости) (Сентябрь 2014- апрель 2015г.) (с Региональной благотворительной общественной организацией «АЗАРИЯ» (Матери против наркотиков)
  4. «Тренинг Соучастия» с актёрами Социально-Художественного театра и не актерами, прошедшими реабилитацию от наркотической зависимости и нашу программу. (октябрь 2016 – март 2017)
  5. Руководитель совместного проекта Социально-Художественного театра, подростков из приюта «Жизнь» и их друзей «Зеркало» (август 2017 – декабрь 2017 г.).
  6. Руководитель социально-художественного проекта с алко- и наркозависимыми «Пьесы жизни» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (январь 2018 – май 2018 г.)
  7. Руководитель проекта «Видеокнига» о театрально-педагигоческом методе Ларисы Грачевой для социально-художественных проектов и социо-культурной адаптации личности
Made on
Tilda